23.04.12
Поправки к законопроекту о выборах губернаторов могут дискредитировать политическую реформу
Заявление Комитета гражданских инициатив
Рассматриваемый Федеральным Собранием законопроект, возвращающий выборность глав исполнительной власти субъектов Федерации, представляет собой эпохальный шаг в политической реформе. В пользу выборности глав регионов годами высказывались те, кто считал необходимым приблизить конструкцию политической системы к современному состоянию взрослеющего общества. В январе 2012 г., по данным ВЦИОМ, это начинание поддерживало 73% россиян.
Находящийся на рассмотрении парламентариев законопроект во многом отвечает поставленной задаче: сделать региональную власть легитимной в глазах граждан и реально ответственной перед ними. Принимаемый закон одновременно должен стать и символом серьезности политической реформы, и реальным механизмом народовластия.
В этой связи серьезную тревогу вызывают две темы: поправки, де-факто вводящие запретительный «фильтр» для регистрации кандидатов в губернаторы, и сама идея перехода к единому дню голосования в середине сентября.
Нет сомнений в том, что определенный «входной барьер» на выборах необходим. Он призван отсечь кандидатов с нулевым уровнем поддержки, ограничить манипулирование избирательными процедурами, помочь избирателю сделать рациональный выбор. Это особенно важно для такой «неопытной» демократии как российская.
«Муниципальный фильтр», т.е. петиция от имени определенного числа выборных лиц органов местного самоуправления – вполне возможный механизм. Однако в том виде, в котором он предлагается поправками ко второму чтению, он обессмысливает весь закон, давая действующей региональной власти почти неограниченные возможности отсекать неугодных ей (именно ей, а не избирателю) кандидатов.
И по конституционной логике, и просто по здравому смыслу, требования к кандидатам в главы региональной власти не могут быть выше, чем к кандидату на пост президента страны. А это значит, что партии, представленные в федеральном или региональном парламенте, должны иметь право на регистрацию своих кандидатов в том же порядке, в котором регистрируются кандидаты в президенты России – без каких-либо дополнительных фильтров; фильтром для них является уже завоеванное на выборах доверие не менее 5% избирателей. Иные же кандидаты должны иметь право на регистрацию через сбор подписей, и пусть их доля от общего числа избирателей будет на уровне до 2%, - это выше, чем барьер на будущих выборах президента. «Муниципальный фильтр» в этой, повторим, единственно возможной логике, может или быть взаимозаменяемым со сбором подписей среди избирателей, или устанавливаться на разумно достаточном уровне, т.е. - ниже, чем доля от всех избирателей, – например, на уровне 1% муниципальных депутатов (примерно такова доля подписей выборных лиц на президентских выборах во Франции, при том, что там каждый из них может ставить подпись за любое число кандидатов).
У нас в России крупнейшая из оппозиционных партий – КПРФ – имеет всего 7,5% всего муниципального депутатского корпуса (и то - распределенных неравномерно по территории России), у остальных парламентских партий этот показатель еще ниже. Большинство формально независимых депутатов (как и депутатов от оппозиционных партий) совмещают депутатскую работу с основным родом деятельности, – и нет необходимости говорить, насколько разнообразной является их зависимость от благорасположения местной и региональной властей. Надеяться на то, что в таких условиях неугодный кандидат, соберет подписи 5-10% муниципальных депутатов, может только человек крайне наивный или просто лицемерный. В большинстве субъектов Федерации через такой «фильтр» пройдет только кандидат от «партии власти».
В итоге мы получим имитацию конкуренции, что едва ли не хуже, чем отсутствие выборов вообще. Российский народ достаточно политически грамотен, чтобы понять, что его опять норовят обмануть на выборах. Тем самым будет дискредитирована вся политическая реформа.
Добавим, что еще одна поправка, пожизненно поражающая в пассивном избирательном праве человека, уже отбывшего наказание за широкий набор преступлений (а у нас «под статьей» перманентно ходит большая часть предпринимателского сообщества), – входит в вопиющее противоречие с самим духом правового государства.
Наконец, принудительное введение не единого, а единственного дня голосования в середине сентября, так, чтобы избирательная кампания большей частью пришлась на отпускной сезон, а сами выборы – на один из последних погожих дней для большей части территории страны, – это не просто заведомое «подыгрывание» провластным политикам. Победителей в такой день голосования не будет, потому что победа эта будет достигнута путем намеренного ограничения интереса граждан к политике, к осознанному участию в ней.
Мы обращаемся к депутатам Федерального Собрания Российской Федерации с призывом: не допустите подрыва доверия к политической реформе, не лишайте граждан России столь востребованного ими в наши дни права на выбор, на участие в политике. Законопроект требует серьёзнейшей доработки.
У нас нет права на ошибку в столь важном для всей России деле!
Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин
Члены Комитета:
Иван Бегтин
|
Андрей Нечаев
|
Андрей Галиев
|
Дмитрий Орешкин
|
Леонид Гозман
|
Игорь Потоцкий
|
Евгений Гонтмахер
|
Виктор Плескачевский
|
Анатолий Ермолин
|
Александр Рубцов
|
Валерия Касамара
|
Николай Сванидзе
|
Юрий Комаров
|
Марк Урнов
|
Кирилл Кабанов
|
Сергей Цыпляев
|
Андрей Колесников
|
Виталий Ушканов
|
Василий Мельниченко
|
Игорь Юргенс
|
Возврат к списку